Постановка на учет в налоговом органе

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 16 сентября 2013 г. N 03-08-05/38291

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно постановки на учет в российских налоговых органах и налогообложения деятельности белорусской компании, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (далее — Особенности), утвержденные Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, содержат исчерпывающий перечень оснований для постановки иностранных организаций на учет в налоговых органах Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Особенностей иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.
Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со ст. 246 Кодекса признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Понятие «постоянное представительство» в целях законодательства о налогах и сборах Российской Федерации приводится в ст. 306 Кодекса. На основании данной статьи постоянное представительство считается образованным при выполнении следующих условий: иностранная организация имеет в Российской Федерации постоянное место деятельности, иностранная организация осуществляет на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность и данная деятельность носит регулярный характер.
При этом следует понимать, что постоянное представительство иностранной организации для целей применения гл. 25 Кодекса имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.
Положениями ст. ст. 306 — 308 Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации.
Данные признаки понятия «постоянного представительства» полностью соответствуют аналогичным признакам в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
В соответствии со ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Государстве.
В связи с этим белорусская компания обязана встать на налоговый учет по месту осуществления своей деятельности на основании п. п. 1 и 2 ст. 83 Кодекса и п. 4 Особенностей, и самостоятельно платить налоги в соответствии с нормами российского законодательства о налогах и сборах с момента регулярного осуществления деятельности.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ

Добавить комментарий